|
Медики предупреждают: злоупотреблять витаминами опасно! |
Датские ученые пришли к выводу, что некоторые витамины могут сокращать жизнь. Такой шокирующий результат дало масштабное исследование, в котором приняли участие 250 тыс. человек. Ученые подчеркивают, что их данные относятся исключительно к биодобавкам, в которых содержатся повышенные концентрации витаминов и антиоксидантов. Российские эксперты считают, что утверждения западных коллег сильно преувеличены, но доля правды в них есть.
Весна всегда сопровождается таким явлением, как авитаминоз. По словам директора Института питания РАМН, половина наших соотечественников страдают от серьезного дефицита витаминов. А небольшая нехватка "полезных веществ" свойственна практически всем. "Если в среднем витаминная недостаточность у россиян составляет 20-30%, то к весне она достигает 50-60%", - заключил г-н Тутельян. При этом далеко не у всех есть возможность разнообразить питание. Значительно дешевле и проще купить готовые витамины или биодобавки. Их всегда было принято считать полезными. Серьезный удар по этому утверждению нанесло исследование датских ученых. Сотрудники Центра клинических исследований при госпитале Университета Копенгагена пришли к заключению, что прием витаминных биодобавок с повышенным содержанием бета-каротина, витаминов А и Е приводит к сокращению жизни. Смертность среди людей, принимавших добавки с бета-каротином, повышалась на 7%, а прием витаминов А и Е увеличивал ее соответственно на 16% и 4%. Чуть меньше оказалась смертность среди людей, принимавших добавки на основе селена. Зато прием препаратов с витамином C на продолжительности жизни никак не сказывался. При этом ученые отмечают, что речь идет о вредном воздействии исключительно биодобавок. Все витамины, полученные из обычной растительной пищи, действительно полезны для организма. Результаты исследования оказались поистине шокирующими, ведь эти витамины относятся к антиоксидантам, которые способны связывать свободные радикалы в тканях и клетках, а значит, служить своеобразной профилактикой рака. Впрочем, по мнению некоторых экспертов, именно эта их способность может негативно сказываться на работе естественных защитных систем организма. "Переизбыток витаминов, или гипервитаминоз, сказывается на печени и работе всего организма, - рассказала "НИ" аллерголог-иммунолог Оксана Попова. - Например, переизбыток витамина А приводит к заболеванию, внешне похожему на гепатит. Поэтому весной стоит быть особенно осторожным и употреблять витамины продуманно. Нельзя забывать, что эти вещества необходимы для организма, но в большом количестве действительно могут нанести вред здоровью". "В зарубежных препаратах нередко содержится огромное количество минералов, переизбыток которых ведет к мочекаменной болезни и провоцирует атеросклероз, - рассказал "НИ" член президиума РАМН Сергей Колесников. А по данным г-на Тутельяна, в некоторых американских препаратах содержится 200-300% суточной потребности организма в витаминах, что в десятки раз превышает дозы препаратов российских. Основная беда россиян, убеждены эксперты, в том, что они едят биодобавки, даже не задумываясь над концентрацией в них полезных веществ. Эксперты подчеркивают, что обязательно нужно посмотреть инструкцию и принимать витамины четко в указанной дозировке. Совет элементарен. Но многие россияне по-прежнему едят таблетки как конфеты. Как считают специалисты, передозировка необязательно приведет к неприятным симптомам и заболеваниям - это индивидуально. Кроме того, говоря о превышении дозы, следует иметь в виду не лишних 5-10 мг. Речь о более значительных просчетах. Так, витамин В6, который часто принимают женщины, подверженные предменструальному синдрому, чреват опасностью только в том случае, если вместо 100 мг принять 1000 мг. То есть превысить дозу в 10 раз. И следует также иметь в виду, что суточная потребность каждого в тех или иных веществах индивидуальна. Одному хватает рекомендованных 10 г, а другой получает наилучшие результаты после принятия 50 мг. И хотя отдельные медики утверждают, что колебания суточной дозы в пределах даже 100 мг чревато риском сердечных заболеваний, большинство склоняются к мнению, что это не так. Доза зависит и от возраста. Так, если среднему человеку рекомендован 1 г витамина С в сутки, то пожилым людям можно увеличить дозу в два раза, это же относится и к тем, кто ведет бурную жизнь, полную стрессов, или просто проживает в огромном мегаполисе. И последнее: рекомендованные дозы не учитывают наличие заболевании. И если суточная доза витамина ВЗ составляет 17мг, то для избавления от мигрени (многие принимают ВЗ в том случае) этих миллиграммов явно недостаточно. |
|
|
| [ главная страница ] |
|
|